Обрубил первобытный «моряк» сучки и ветки на поваленном дереве, выдолбил ствол и поплыл. Но на таком судёнышке далеко на уплывёшь. Первые настоящие суда управлялись вёслами, а позднее к ним добавили парус. Так появились драккары у викингов, ладьи у восточных славян, триеры — у греков. Самые ранние сведения о парусных кораблях восходят к временам Древнего Египта 111-го тысячелетия до нашей эры. У египетских моряков имелся один квадратный парус, который помогал им подниматься вверх по течению Нила.

История возникновения кораблей. Ищем с ветром «общий язык»

Прошло немало столетий, прежде чем людям удалось найти с ветром «общий язык»: плыть и по ветру, и против него, прокладывать свой курс вне зависимости от его капризов. Обрастали корабли необходимой оснасткой и приборами. Китайские мореходы ещё в I веке нашей эры начали пользоваться рулём и компасом, без которого морякам никак нельзя. Ведь звёздное небо — главный ориентир матросов — могло быть затянуто облаками. Что тогда прикажешь делать? Тем не менее гениальные открытия дошли до Европы только в конце XI века.

Быть гребцом на корабле — хуже занятия не придумаешь. Настоящий каторжный труд. Выражение «сослать на галеры» пугало всех, поскольку в гребцы мог угодить каждый мало-мальски провинившийся, а то и просто несправедливо осуждённый. Приковывали несчастных цепями к скамье, чтобы не убежали, да ещё и бичом подгоняли, чтобы быстрее гребли.

Родиной многомачтового корабля считается Китай, а Европа перешла на такие суда лишь в XIII веке, во времена Марко Поло. Спустя два столетия трёхмачтовое судно для европейских вод стало делом обычным.

К XVI веку с изменением конструкции корпуса, который без конца совершенствовался, ростральные украшения приняли вид фигур. Это были деревянные скульптуры и изображения мифологических существ, фольклорных персонажей или реальных людей. Были украшения у древних: у египтян — птица, у финикийцев — лошадь, у греков — голова вепря, у викингов — голова змея. Когда же корпуса судов стали металлическими, носовые фигуры исчезли.

Парусное оснащение корабля всё время совершенствовалось, исчезли гребцы и вёсла. С середины XVIII века судостроители возводя прекраснейшие суда с двумя-шестью, а то и семью мачтами.

Борта судов стали выше и красивее, сами корабли — устойчивее. Ведь для моряков корабль становился настоящим домом в течение многих месяцев, а то и лет. Плавали-то годами! Но всё равно очень часто бури играли с кораблями злые шутки. В общем, плавать на судах было небезопасно, поскольку помимо бурь у мирных торговых кораблей имелся ещё один общий враг пираты.

Первый пароходе железным корпусом и гребным винтом «Великобритания» пустился в плавание в 1843 году и успешно пересёк Атлантический океан. Значит, можно плыть и без парусов? И вскоре мачты, реи и паруса с кораблей исчезли, уступив место большим трубам. Со временем паровые двигатели заменили паровыми турбинами, появились корабли с дизельными двигателями, и в конце концов началась эра атомоходов.

Нестор Петрович

Автор:

Нестор Петрович - исследователь, эксперт в истории происхождения привычных вещей и брендов. Владею сайтом NESTORY.RU с 2012 года. Моя цель - помочь узнать о том, как возникли привычные вещи и бренды, историю их развития и эволюции, а также о том, как они повлияли на культуру и общество.

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *