История танка

История появления танка

К концу XIX века была подготовлена почва для создания танка: учеными был изобретен гусеничный движитель, двигатель внутреннего сгорания, броня, скорострельные пушки и пулеметы. Неизвестно, сколько времени потребовалось бы для соединения этих компонентов в единое устройство, однако начавшаяся Первая мировая война значительно ускорила процесс изобретения нового вооружения.

Размышление британского полковника Суинтона

В 1914 году английский полковник Суинтон предположил, что создание боевой машины, которая могла бы передвигаться по пересеченной местности через окопы, рвы и проволочные заграждения станет решающим моментом, способным повлиять на ход войны.

Боевая единица должна быть небольшой, на гусеничном ходу, пуленепробиваемой, со скоростью не меньше 4 км/ч; иметь пушку и, по крайней мере, 2 пулемета; проволочные ограды и воронки до 4 м в диаметре не должны становиться для нее преградой.

Боевая машина "Маленький Вилли"

история танкаМинистерство военных дел прислушалось к мнению Суинтона и после длительного обсуждения пришло к выводу, что создание такого вооружения нужно и возможно. За осуществление этого проекта взялась фирма Фостер, которая за месяц с небольшим создала на базе гусеничного трактора «Холт» боевую машину «Маленький Вилли». Ответственными за проект были инженер Тритгон и лейтенант Вильсон.

«Маленький Вилли» в 1915 году успешно прошел испытания. Но модель требовала усовершенствования, и фирма Холт приступила к модернизации машины. Перед конструкторами встала дилемма: как удлинить машину на 1 м, при этом не увеличивая ее массу. Это стало возможным благодаря приданию гусенице формы параллелограмма.

Практика показала, что для танка главным препятствием стали вертикальные насыпи и крутые возвышения. Вильсон и Триттон несколько усовершенствовали машину: гусеничную ленту пустили поверх корпуса. Такое нововведение улучшило проходимость машины, но и принесло дополнительные затруднения: встала проблема размещения пушек и пулеметов. Вооружение разместили по бортам на спонсонах. Так появился "Большой Вилли", который в начале 1916 года прекрасно справился с поставленными перед ним задачами: широкие окопы он преодолевал без усилий.

Большой Вилли

Большой ВиллиКаркас танка состоял из коробки и уголков, на которых крепились бронированные листы, прикрывающие ходовую часть. Опорные катки, составляющие ходовую часть, не имели рессор, и тряска в кабине была ужасной. Внутри кабина походила на машинное отделение корабля: достаточно просторная, с местами для водителя и командира. Запуск двигателя «Даймлер» требовал определенных усилий: 3~4 человека вращали пусковую рукоять, мотор заводился и сотрясал все вокруг оглушительным ревом. Неудобств в танке было много: выхлопные газы и пары бензина накапливались в кабине (проект не предусматривал вентиляционных отверстий); температура из-за находящегося внутри двигателя достигала 50° С; во время боевых действий выделялся едкий запах пороха. Экипаж не мог в таких условиях надолго оставаться внутри и даже во время боя выбирался на воздух.

Выявились и другие недостатки: гусеницы оказались слишком узкими, поэтому вязли в мягкой почве.
В итоге танк садился на грунт, пни, камни. Невозможно было вести наблюдение, так как смотровые щели в бортах не давали хорошего обзора, зато пули, отрикошетившие от брони, могли попасть в танкистов. Связь осуществлялась посредством почтовых голубей или специальными сигнальными флажками (на не больших расстояниях), внутреннего переговорного устройства также не имелось, и танкисты, передавая сообщения друг другу, вынуждены были громко кричать.

Первая танковая атака

Английский главнокомандующий генерал Хейг впервые применил танковую атаку в 1915 году у деревни Флер-Курслет. Результаты этой операции превзошли его самые смелые ожидания (помимо победы в знаменитом сражении на Сомме, потери пехоты сократились на 20%). И это несмотря на то, что в его расположении находилось 49 танков, из которых на исходные позиции вышло 32, а участвовало в атаке только 18.

Англичане продолжали выпуск «Большого Вилли» (модификационное название — Мк ) и занимались новыми разработками. Каждая последующая модель (МкА, Мк-1, МкС и т. д.) была значительно совершеннее Мк. Например, МкА весил всего 18 тонн, развивал скорость 9,6 км/ч, был оснащен 6 пулеметами. За годы Первой мировой войны Великобритания выпустила 3 тысячи танков 13 различных модификаций. Опыт Англии переняли и другие страны. Французские танки появились уже в 1916 году и внешне мало походили на английские. Германия также взяла танки на вооружение, но массовый выпуск налажен не был.

Самым знаменитым танком в истории Первой мировой войны стал французский танк FT, выпущенный фирмой «Рено», который и явился прародителем современных моделей. Особую известность танковое оружие приобрело в годы Второй мировой войны: массовое производство танков было налажено на заводах Германии, СССР, Франции, США.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>