История паравоза

Железные обитатели или история паровоза

Стучат колёса по рельсам, гудит паровоз — красота! И уж попятное дело, что без рельсов поезд бы никуда не поехал, потому что они, во-первых, служат дорогой (отсюда и название — «железная дорога»), а во-вторых, направляют движение поезда.

Придумали рельсы практичные англичане. Да слово само английское. В переводе оно означает «брус», «колея». Изобретение это, можно сказать, возникло из под земли, когда английские шахтёры заметили, что дорожки, проложенные колёсами вагонеток с углём, не только значительно облегчают движение, но и направляют его. Истории, к сожалению, неизвестен тот безымянный изобретатель, который додумался подложить под колёса вагончиков деревянные балки. С помощью конной тяги или вручную по рельсам двигали вагонетки. Вначале вагонетки катились поодиночке. По мною ли может перевести одна тележка? Люди прикрепили вагончики друг к другу — так появились первые поезда. Лишь к 20-м годам XIX века рельсы стали делать из железа.

Для огромной России дороги всегда имели огромное значение. Но и проблемы с ними были всегда. На протяжении веков единственным сухопутным видом транспорта был гужевой.

В 1834 году талантливые крепостные механики Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы построили первую русскую железную дорогу, с помощью которой перевозилась медная руда. В Англию тех лет постоянно приезжали деловые люди, чтобы собственными глазами взглянуть на паровоз и железную дорогу. Среди них оказался и механик уральского завода Мирон, отправленный за границу для обучения горному делу. И хотя все чертежи «Ракеты» хранились в строжайшем секрете, нашему мастеру не составило особого труда и без них разобраться в стефенсоновском паровозе, внимательно его осмотрев. Дома они с отцом сами собрали паровоз, отлив и рельсы, и поршни, и трубы, и всё-всё-всё. Жаль только, что для Царскосельской дороги, соединившей Петербург и Царское Село, паровоз купили в Англии. И вот 30 октября 1837 года из Петербурга в Павловск отправился первый поезд. А вот между обеими столицами железная дорога была проложена лишь в 1859 году.
паровоз Черепановых

В связи с тем, что строились русские железные дороги позднее европейских» расстояние между рельсами, колея, было сделано больше, чем принято по существовавшим стандартам. И неспроста: никакой поезд не пересечёт границу без того, чтобы не переставить колёса, а следовательно, никакой интервент в страну не проникнет!

«Золотым временем» паровозов стали 30-е годы XX века. Европейские поезда тех лет красиво украшались, внутри имели богатую отделку и ездить в них было одно удовольствие. Красили их в цвета компаний, которым они принадлежали.

Но «на пятки» паровозам уже наступали электровозы, прочно занявшие городское подземное царство — метрополитен. Первый электропоезд обслуживал Всемирную выставку в Берлине 1879 года. Электропоезд не дымил, в его топку не нужно было постоянно бросать бурый уголь и дрова, поэтому он прекрасно прижился и трудится по сей день. Но и тут ещё не конец биографии паровоза. Следующим появился па свет дизельный локомотив, вытеснивший в конце концов паровоз. Тепловоз — это тот же электровоз, только со своей персональной электростанцией дизельным двигателем.

Но изобретатели не дремлют и вовсю придумывают что-то новенькое. Скорость и тряска сегодняшних колёсных поездов их уже не устраивает, и они продолжают усовершенствовать железную дорогу и всех её железных «обитателей». Разработали поезда висящие, вернее, летящие в воздухе на одном рельсе, испытали составы на воздушной подушке, теперь, вот, магнитную подвеску используют. Так что, возможно, лет через сто железная дорога будет просто милым свидетелем старины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>