Существует легенда о египетской принцессе, золотую сандалию которой унёс орёл, и молодой фараон, очарованный крохотной туфелькой, приказал найти незнакомку, чтобы жениться на ней. Не отсюда ли хорошо знакомая нам сказка о Золушке? Правда, фараон не сомневался в знатном происхождении своей будущей невесты, ведь простые люди ходили босиком, да и к тому же сандалия была золотой. Как это ни парадоксально, но прадедушку сапога придумали именно в этой жаркой стране.

Шкура животных прекрасный материал для обуви, но в дело пускали и кору, и волокна пальмы, и даже папирус. Верх обувки раскрашивали и всячески украшали, а вот на подошве запечатляли своих врагов, чтобы с каждым шагом топтать и унижать их.

Греки долгое время обувь игнорировали, предпочитая вместо сандалий ходить босоногими. Но обстоятельства (торговля, походы, путешествия) вынудили обуться и их.

В Древнем Риме обувь имела своё значение. По тому, во что обут человек, можно было с точностью описать его положение в обществе и материальное состояние. Надо отметить, что для наших предков одежда для ног имела магическую силу, поэтому к обуви относились с большим уважением. Считалось, что в башмаках человек обретал ловкость, скорость и силу. Кстати, древнегреческого бога Гермеса” изображали в крылатых сандалиях.

Как и в шляпной истории, в истории туфель отличилась Франция, а если быть точнее — Бургундия. Там в XIV-XV веках появилась «носатая» обувь. Эти короткие длинноносые мужские сапожки именовались «пуленами». Самый длинный пуленовский нос был, конечно же, у принцев, и достигал 70 сантиметров. У дворянских туфель носы были короче — 60 сантиметров, у горожан — 30, а у простолюдинов — 15.

История возникновения  обуви: по башмакам определяли положение в обществе

Вслед за остроносым изяществом наступило время «медвежьей лапы». Башмаки, сменившие нулены, действительно походили на лапу зверя, так как имели чрезвычайно неуклюжую носочную часть. Их ещё называли «бычьей мордой» и «утиным носом».

Венецианские модницы в XVI веке первыми взгромоздились на цокколи деревянные подставки, надеваемые на обувь. В ту пору улицы средневековых городов представляли собой настоящую свалку, где в любую погоду было ни пройти, ни проехать. Чтобы не испачкаться, дамам пришлось ходить на модных средневековых платформах.

Шло время, менялась мода, а вместе с ней и внешний вид обуви: то удлинялись голенища — да так, что их приходилось отворачивать к щиколотке, то «вырастал» каблук. Обувь украшали золотом, серебром, драгоценными камнями, прибивали подковки и навешивали колокольчики.

Но какой бы красивой ни была обувь, если она не по ноге, её владельцу свет не мил. Недаром страшное изобретение для пытки, придуманное во времена инквизиции, назвали «испанским сапожком». Богатые люди шили обувь у сапожников с многочисленными примерками. Бедноте же приходилось довольствоваться самодельной обувью — лыковой (лапти) или валянной из шерсти (всем известные валенки).

XVII век — время каблуков и пряжек. Моду на них ввёл молодой король Франции Людовик XIV, появившийся в туфлях с красными каблуками и бантами. После этого начался настоящий туфельный бум. Мужчины вовсю украшали свои туфли огромными золотыми и серебряными пряжками, нередко с кружевом и драгоценными камнями.

В XVIII веке обувь ещё не отличалась цветовым разнообразием. У мужчин в гардеробе были чёрные и коричневые ботинки, а дамы обходились белым и красным цветом. Не густо!

Зато в середине следующего столетия обувь шили уже механические швеи на фабриках. В 1846 году в Англии начали выпускать резиновые галоши, которые берегли дорогую кожаную или замшевую обувь в дождливые дни.

В начале XX века никаких сверхъестественных изменений с обувью не произошло: менялись только материалы. Зато в 1950 году в гардеробе каждой уважающей себя женщины появляются шпильки. Эти каблучки стали настоящей грозой для паркета, ковров и любимых мозолей. Ходить на 15-сантиметровых гвоздях было великим мастерством. Но вскоре прошла мода и на шпильки, уступив место платформам на микропористой подошве. Недавно платформа пережила своё третье рождение. То ли ещё будет!

Нестор Петрович

Автор:

Нестор Петрович - исследователь, эксперт в истории происхождения привычных вещей и брендов. Владею сайтом NESTORY.RU с 2012 года. Моя цель - помочь узнать о том, как возникли привычные вещи и бренды, историю их развития и эволюции, а также о том, как они повлияли на культуру и общество.

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *