Первую модель дирижабля сделал французский лейтенант инженерных войск Жан-Батист Мари Менье и 1784 году. Этот проект не был осуществлен, так как технические возможности того времени не позволяли воплотить его в реальность. По сути, предложенный дирижабль можно назвать фантазиями Менье: на нем не предусматривался двигатель, но предполагалось вместить 80 пассажиров. На основе измененного братьями Робер проекта Менье был построен аппарат, который нельзя назвать удачным. Тем не менее именно он вошел в историю как первый дирижабль. Разработку по зданию управляемого аппарата продолжил француз Анри Жиффар совершивший в 1852 году полет на дирижабле с паровым двигателем. Он пролетел 27 км со скоростью 8 км/ч. Ответом на вопрос кто создал дирижабль, это:
- Альберто Сантос-Дюмон
- Анри Жиффар
- Бартоломеу Лоуренсу де Гусман
- Херманн Гансвиндт
Возникновение дирижабля
В 1872 году появился дирижабль с двигателем внутреннего сгорания австрийца Пауля Генлениа. Аэростат с установленным на нем бензиновым двигателем Даймлера, что и превратило его в дирижабль, совершил свой первый полет в 1888 году. Подобные аппараты не получили широкого распространения из-за частых случаев возникновения пожаров, что нередко приводило к гибели пилотов, хотя дирижабль, в отличие аэростата, не пикирует вниз, а плавно снижается даже при отключении всех двигателей. Следующей разработкой в этой области стал проект Циолковского – цельнометаллический безбалластный дирижабль. Эта модель была предназначена для подъема больших грузов. Аппарат подобного типа — «Металлобаллон», который оказался к тому же единственным в своем роде, был сконструирован Германом Шварцем.
Первым дирижаблем в его современном значении стал аппарат “Лебоди”, изобретенный французами. Этот воздушный корабль был легче воздуха и поддерживался подъемной силой водорода или гелия, заключенного в оболочке конструкции. На основе данного аппарата были созданы последующие модели, получившие широкое распространение и применявшиеся в основном в военных целях. Первоначально в качестве наполнителя шара применялся водород, но после катастроф некоторых дирижаблей (водород является самым взрывоопасным газом ) стали применять гелий, так как он абсолютно негорючий. Дирижабли, иначе именуемые цеппелинами, впервые были запущены в серийное производство военным германским инженером Фердинандом Цеппелином в конце XIX века. Этом уже изобретателю принадлежит идея использования дирижаблей в качестве связи: он и перевозил и почту, а на их борту был установлен беспроволочный телеграф.
1937 год известен авиакатастрофами. Самая крупная из них — авария немецкого «Гинденбурга», который является самой внушительной среди предыдущих и последующих моделей (для сравнения , «Гинденбург» на 8 метров длиннее знаменитого «Титаника»). В связи с большим количеством неудачных полетов дирижаблестроение заметно сократилось, хотя еще использовалось в США , Англии, Германии, Франции (Россия не относится к их числу: дирижабли здесь строились лишь одиночками-любителями). Дирижабли получили широкое распространение в различных целях (перевозка грузов и пассажиров, ручные исследования, военные наблюдения) и применялись до середины XX века.
С развитием самолетостроения спрос на них упал, но в 1960-х годах вновь появились энтузиасты воздухоплавания, и дирижабли, а также аэростаты и монгольфьеры стали нередко появляться в небе. Это связано с тем, что их применение значительно экономичнее других транспортных средств: по сравнению с самолетами, вертолетами, поездами дирижабли могут транспортировать груз неограниченного веса (например, 660 т. — не предел) и любых габаритов, потребляют меньше энергии. Они прекрасно подходят для использования метеослужбами, при геологонефтяных разработках, что значительно дешевле использования спутников. В последнее время дирижабли признаны экологически чистыми транспортными средствами, что является хорошим стимулом для их дальнейшей эксплуатации.