Чтобы перемолоть зерно в муку древние люди использовали ступку и пестик. Затем изобрели приспособление для перетирания зерна — жернова, вращаемые вручную. С помощью новой мукомольной конструкции, которая значительно облегчала работу, мука получалась более качественной.
С созданием ручной мельницы процесс перемалывания муки значительно облегчился, но по-прежнему оставался трудоемким. В попытках разрешения этой проблемы была построена первая машина, работающая не за счет применения силы человека или животного. Так появилась мельница — устройство, работающее с помощью силы воды или ветра.
Во многом изобретению мельницы способствовало появление водяного колеса, с помощью которого производилось орошение полей. Поливальное устройство состояло из огромного колеса, к ободу которого были прикреплены черпаки. Под напором течения реки колесо вращалось, нижние черпаки погружались в воду, поднимались вверх, где опрокидывались в под веденный желоб. Вскоре люди догадались, что энергия вращающегося колеса можно использовать не только для качания воды, но и в мукомольном деле.
Читайте так же про историю водопровода
Первая водяная мельница была сконструирована древнеримским механиком Витрувием. Состояла она из двигательного механизма (водяное колесо с лопастями ), передаточного механизма (зубчатое колесо, вращающее шестерню) и перемалывающего устройства. Последнее состояло из нижнего и верхнего жерновов. Верхний соединялся с шестерней, при помощи которой и приходил в движение. Над верхним жерновом находилась воронкообразная емкость, в которую засыпалось зерно.
В XVII—XVIII веках мельницы использовались уже не только в мукомольном деле. Механизмы с ветряными или водяными двигателями применялись практически во всех отраслях производства — появились бумажные, пильные, пороховые и другие мельницы. Особенно широкое распространение мельницы получили в горной промышленности, где их использовали для откачивания воды из шахт, для промывки и дробления руд, с их помощью в движение приводились горны,
сверлильные машины и молоты. В дальнейшем механизм действия мельничного колеса использовался для других изобретений, в частности для создания водного транспорта.